Поездка в Сумган. Часть вторая

Сумган 2013Продолжаю публиковать отчет о нашей поездке в пещеры Башкирии. В этой части мы доехали до Сумгана и начали спуск в него. Подробности ниже.

День второй. Встреча с Сумганом. 22.09.2013

Будильники прозвенели в семь утра. Собираем лагерь и выдвигаемся на плотину Юмагузинского водохранилища. В контору нацпарка было решено не заезжать, и за пребывание там ничего не платить. Забегая вперед, скажу, что никаких проблем у нас не возникло.

Плотина Юмагузинского водохранилища

В 9:20 мы уже на плотине. Проходим регистрацию в журнале, дежурный собирает с нас деньги по 100 рублей за проход на плотину плюс 300р. за каждую машину. Выписывают пропуска. В этом году нас повезет катер частника оказывающего такие услуги, а не самой плотины (как в прошлом году).

Это дороже (12 т.р. против 10), но второго варианта просто нет. Дежурный объясняет, что их катер на ремонте. Заезжаем на дальний пирс, ровно в десять катер, ведомый харизматичным рулевым, причаливает и начинается погрузка. Через 15 минут отплываем.

Юмагузинское водохранилище
Не наш катер

Поездка на катере по Белой реке, один из самых волнующих и ожидаемых моментов нашего похода. Поросшие осенним лесом дикие берега водохранилища и зеркальная водная гладь за бортом. Все, у кого есть фото-видео девайсы, увлечены съемкой. «Наш капитан» рассказывает интересные истории и травит байки. Жаль из-за ревущего двигателя его плохо слышно.

Юмагузинское водохранилище

Братва

В 11:10 прибываем на полуостров Сакаска. Договариваемся с катеристом об обратной дороге и приступаем к разгрузке. Вещей много. Нас ждет челночная заброска, т.е. несколько ходок.

Мужская часть коллектива разбирает снаряжение и начинает подъем по ущелью. Лена остается на вещах. Дорога наверх сильно изматывает, и не мудрено: почти 800 метров протяженность подъема, большую часть по камням. Скоро дорога выходит на более-менее ровное место, где можно расслабиться. Оставляем снаряжение и возвращаемся.

На берегу
Генератор

Привал

Когда до воды остается примерно 100 метров, слышим Женины крики...

«Так получилось, что я пошел за второй партией рюкзаков обратно к берегу первым.

И вот на подходе к берегу, я с ужасом замечаю на пригорке небольшого медведя, который направлялся в мою сторону. Оставшуюся на берегу Лену мне было не видно за скалой, потому первым делом я заорал-спросил её, жива ли она там :-)

В ответ услышал голос и понял, что всё с ней хорошо. Оставался проблемой медведь. Моментально вспомнив, что при встрече с медведем нужно как можно громче кричать, я начал звать ребят по имени, и скомандовал Лене тоже кричать.

Прием сработал, и мишка резво начал удаляться вверх по склону. К тому моменту, как он скрылся, подошли оставшиеся участники похода с возмущением, что, мол, зачем прогнал медведя?)))».

А Лена не растерялась и сняла мишку на видео))

Генератор

Ближе к шести заброска завершена и все, наконец-то собираются у пропасти. Пара общих фоток на память, и за работу. Кто-то натягивает тент, кто-то перила (*1) вдоль каменной лестницы, часть людей разбирает снаряжение. Темнеет. Мы заводим генератор и включаем прожектор — киловаттное солнце ))

Общее фото на фоне пропасти
Связанные одной цепью
Общее фото на фоне пропасти
Общее фото на фоне пропасти

Под музыку гр. «Я и мой транс» начинаем навеску. Слава выходит на отвес с перфоратором. Его задача смонтировать подходные перила. Поскольку, только один спит (*2) в районе перил признан нами пригодным, приходится пробивать достаточно много отверстий под анкера (спитами мы не пользуемся).

Слава монтирует перила
Слава монтирует перила

Собираем полевой телефон
Собираем полевой телефон

В 00:30 перила готовы. Дальше навеска основной трассы. Этой работой предстоит заняться мне, даром, что ли целый год этого ждал?) У меня на обвязке около 20 килограмм различных девайсов. С этим всем выхожу на отвес (*3).

В этом году решено принять дополнительные меры безопасности: ставить промежуточные закрепления (*4) на два уха (*5) вместо одного. Хороших спитов в шахте почти не осталось, пробиваю отверстия под анкера (*6) перфоратором. На каждый карем (*7) (всего их три) для утяжеления вешается 2х литровая бутыль с водой.

Леха на отвесе
Леха на отвесе

Страха почти нет, да и внизу ничего не видно — слабый фонарь не просвечивает тьму. Вспоминаю, как жутко и непривычно мне было вешать трассу в прошлом году; как в шахте Сумгана гулка звучала моя ругань и отборный мат, когда что-то не получалось; как ночью, весь в мыле я вылез на поверхность из пропасти. Теперь от этого всего не осталось и следа. Все-таки человек когда-то привыкает ко всему...

Примерно через два часа пробивка трассы закончена. Я внизу и жду Славу. Он должен протянуть телефонный кабель. Чтобы совсем не замерзнуть в этом холодильнике, решил пробить закрепления под перила. После навески перил, немного побродил по ближайшим к пропасти ходам, даже успел слегка поплутать )).

Вот и Слава спустился. Который сейчас час? Сложно угадать, время летит фантастически быстро. Пошли с ним на разведку. Небольшая экскурсия по пещере заканчивается, и я начинаю свой подъем, наверх, а Слава остается внизу готовить лагерь. И вот, примерно, через 20 минут я наверху, поразительно, но здесь уже утро — восемь часов!!! А, значит, начался третий день.

День третий. Спуск. 23.09.2013

Я на верху, Слава внизу. Накрапывает дождь. Часть ребят уже встали, а мы со Славой так и не ложились. Нет времени на сон, да и желания, все ресурсы организма брошены на скорейшее решение поставленной задачи. Вот и прояснился вопрос с постоянным составом спелеогруппы. В нее вошли: Лена, Слава, я и Димон.

Около девяти часов утра начинает свой спуск Лена. На первой станции (*8) у нее возникают сложности, которые она успешно решает сама. Потом следует спуск вещей, снаряжения и генератора.

Лена на отвесе
Лена на отвесе

Транс на оттяжке

Транс на оттяжке
В 12:37 Димон выходит на отвес. Во время спуска у него возникают проблемы с рацией. Связь осуществляется через Славу находящегося внизу. Далее я спускаю оставшиеся вещи и в 17:00 начинаю спуск сам.

Иду с самостраховкой жумаром (*9), прикрутив камеру на каску. Снова начинается дождь, веревки уже мокрые. В этот раз я спускаюсь на Gri-Gri (*10), поэтому перестежки (*11) занимают больше времени. Примерно через полчаса я стою на ногах на куче грязного фирна (*12).

Пока Слава с Леной отдыхают, мы с Димоном организуем небольшую прогулку по пещере. Осматриваем Поворотную галерею в попытке найти колодец Вейса. Но безуспешно. Тогда мы идем по основному маршруту. Поднимаемся на Эверест (не знаю почему, подъем дается мне легко).

Проходим галерею Геофака, осматриваем Змеевик, упираемся в ход, прокопанный серафимовцами ведущий в галерею Фортуны (*13). Удивительно, но в этом году ход затоплен!!! Пройти нет возможности. На обратном пути решаем посидеть на Эвересте. Выключаем фонари. Меня медленно клонит в сон — 1,5 суток уже не спал!

Только по возвращении в лагерь, понимаю, что забыл на Эвересте фонарик… Лена и Слава встали, готовят ужин. В это время сверху спускаются Дима и Влад. Они решили прогуляться по Сумгану.

Пещера Сумган

Пещера Сумган

Пещера Сумган

Пещера Сумган

Фотографируют, экспериментируют с мощным светодиодным фонариком. Походили примерно час, по пещерному времени (*14) и наверх. Мы тем временем ложимся спать. Телефон подвинули к входу в палатку. Через час, а может больше раздается звонок: все в порядке, они на поверхности. Можно засыпать.

Пещера Сумган


*1 Перила — закрепленная веревка для движения по ней или просто для опоры. Чаще всего перилами называют горизонтально или диагонально расположенную веревку, но изредка могут и вертикальную. В данном случае веревка была размещена вдоль каменной лесенки ведущей на площадку в качестве дополнительной опоры: когда ступени мокрые, есть реальный шанс упасть с них.

*2 Спит — металлический элемент забиваемый в скалу вручную. Впоследствии в спит, вворачивается болт, которым крепится проушина.

*3 Отвес — вертикальный участок трассы — стенка.

*4 Промежуточные закрепления (станции) — совокупность элементов для крепления (навешивания) веревки на каждом отдельном участке.

*5 Ухо, проушина — изготовленная из толстой стали скоба, закрепляемая на отвесе болтами или анкерами. В последствие в ухо вставляется карабин, на карабин закрепляется веревка.

*6 Анкера(ы) — метизные изделия для крепления различных элементов. В данном случае, мы используем клиновые анкера, как более надежную альтернативу спитам. Отверстие под анкер пробивается перфоратором.

*7 Карем — петля образованная веревкой от верхнего закрепленного участка до станции. В кареме находится запас веревки, необходимый для успешной перестежки (перехода через станцию)

*8 Станция, закрепление — см. *4

*9 Жумар (Пуани) — зажим с зубчиками используемый в альпинизме, спасработах, спелеологии для страховки и для подъема по веревке.

*10 Gri-Gri — небезызвестное самоблокирующееся устройство фирмы Petzl, предназначенное для обеспечения страховки. Иногда также, используется для спуска по веревке.

*11 Перестежка — процесс перехода через станцию при движении по веревке вверх или вниз, иногда так называют саму станцию.

*12 Фирн — плотный, слежавшийся снег. Промежуточная стадия между снегом и льдом.

*13 — См. Экспедиция во мрак К. Б. Серафимов стр. 93 http://www.soumgan.com/works/descriptions/Expedition-Mrak.htm

*14 час по пещерному времени — субъективное ощущение одного часа времени при нахождении в пещере. Под землей время летит в несколько раз быстрее, чем на поверхности.

Нет меток для этой записи

Комментировать

Главная | Все статьи | О блоге| Я в Google+|Размещение на блоге