Поездка в Сумган. Часть первая.

Сумган 2013Начинаю публикацию глобального отчета о нашей поездке в пещеры Башкирии. В отличии от всех остальных отчетов, в этот раз я был лишь идейным вдохновителем.

Сам текст писал "некто" Алексей Смирнов, за время похода ставший мне хорошим другом. Мои вкрапления тоже будут встречаться по ходу действа, но в очень небольших количествах.

Итак, поехали.

Спелеопоход в пещеры Башкирии.

Сумган, Кутукская-4, Кутукская-1, 30-летия Победы, Октябрьская.

Даты проведения: 21-29 сентября 2013г.

Заброска: Челябинск – Нугуш (авто); Нугуш – Кутукское урочище – Нугуш (катер); Нугуш – Имендяшево – Челябинск (авто).

Участники: Влад — Владислав Шульга, Димон — Дмитрий Богатенков, Дима — Дмитрий Москин, Женя — Евгений Сажин, Лена — Елена Ватутина, Серега — Сергей Карнаухов, Слава — Станислав Глинкин (руководитель по спелеочасти), Леха — Алексей Смирнов (руководитель, автор отчета).

Подготовка

Поездка в Сумган

Мы все очень ждали этот поход: «новички» записывались в группу за 1,5-2 месяца до начала похода, «старожилы», т.е. участники, которые были уже в Сумгане в 2012 году, начали готовиться к поездке сразу после окончания «Сумгана 2012».

У всех участников сложились определенные представления, интересы и ожидания от похода.

А мне очень хотелось снова провешать (*1) центральный колодец (*2) Сумгана, заглянуть на первый этаж, проверить акустику главного зала, побывать в пещере Октябрьской.

А у Славы они были такими:

«Поездка в Сумган была интересна для меня тем, что это самая большая на Урале, она окутана аурой загадочности, и возможность отточить свою технику работы с веревкой была кстати».

В этом году, по сравнению с прошлым, наши планы были поистине грандиозны. Нам предстояло встать подземным лагерем (ПБЛ) в пещере в Актовом зале. Под землей мы должны были провести три дня и две ночи, изучить второй этаж по максимуму, спуститься на первый — затопленный этаж и, используя лодку исследовать его, насколько это было бы возможно.

В нашей программе также были пещерные эксперименты со светом (для этого в нашем арсенале был киловаттный прожектор и светодиодные фонари) и со звуком (для этого мы прихватили с собой пару активных колонок и mp3 плейеры). Для питания всего этого добра и зарядки аккумуляторов под землей решено было использовать бензиновый генератор.

Помимо Сумгана и пещер Кутукского урочища в наш спелеомаршрут было решено добавить пещеры расположенные на реке Зилим: Октябрьскую, знаменитую своими красивейшими натечными образованиями, и, по возможности, пещеры 30-летия Победы и Леднева.

Огромное количество вопросов предстояло решить перед поездкой. Далеко не все, кто хотел поехать, смогли выделить необходимое для похода время. Девять дней, это все-таки не так уж и мало, небольшой отпуск получается. Были люди и из других городов (не из Челябинска), которые поначалу изъявили желание поехать с нами. Но потом их намерения обязательно наталкивались на какие-либо обстоятельства и совместная (с иногородними) поездка в итоге не состоялась.

Много времени было затрачено на спелеоподготовку участников: мы провели несколько тренировочных выездов за город и ряд занятий на Изумруде.

Поездка в Сумган

Для некоторых участников, это был первый серьезный опыт работы с веревкой:

«За два месяца организаторы объявили о начале тренировок по воскресеньям.
Впечатления от первых тренировок техники STR (*3) были очень яркими. Я час провисел на отвесной скале в карьере. С непривычки, а также от сильной жары (дело было в августе) меня сильно мутило после того как я оказался на твердой земле :-) Мой вестибулярный аппарат был в шоке. На второй и следующие разы было заметно легче»,

— вспоминает Женя Сажин.

Поездка в Сумган
На Тренировочном выезде на Чашковском хребте

Тренировка по спуску генератора
Тренировка по спуску генератора

Тренировка на карьере
Тренировка на карьере

Решался, и был решен вопрос со снаряжением. Самым сложной оказалась задача обеспечения транспортом. Нам очень остро не хватало третей машины. Ее так и не нашли. Пришлось ехать на двух, сильно их перегрузив. В дороге были небольшие поломки, которые были устранены.
Дальше обо всем по порядку...

День первый. Дорога до Нугуша. 21.09.2013

Поездка в Сумган

Суббота, солнечное утро, в 8:30, с опозданием почти на час, за мной заехал Влад. В машине уже сидели Слава и Дима, вещи были упиханы под завязку.

Сложно было поверить, что еще и моя снаряга туда войдет чисто физически. Но, за 20 минут мы все смоги утрамбовать. Под нашим общим весом бедная «десятка» сильно просела.

С опозданием чуть больше часа мы прибываем на заправку Газпром, которая находится на выезде из города по Уфимскому направлению. Здесь нас уже давно ждут ребята на Форде: Димон, Лена, Женя, Серега. Заправляемся и в путь.

Примерно через 40 минут сворачиваем с М5 по Указателю Кундравы — нам нужно выехать на Учалинскую трассу. Дальше наш маршрут пройдет через Белорецк, Инзер, Стерлитамак и Мелеуз.

На старте
На старте

Примерно в районе Устиново нас ждет сюрприз: дорожный ремонт и объездная дорога, причем с не очень понятными дорожными знаками. Итог: на участке 7 км, где идут работы, потеряли примерно сорок минут.

Выезжаем на асфальт. Теперь мы проезжаем небольшие Башкирские деревушки, что примостились по обеим сторонам дороги извивающейся среди живописных холмов.

Как и в прошлом году, делаем остановку в районе Комсомольска, у киоска с продукцией местных фермеров. Небольшой перекус и едем дальше. Дорога становится хуже: ямы, кочки, складки асфальта. Груженым машинам приходится нелегко. Хорошо хоть погода пока радует.

Башкирия

Перекус в районе Комсомольска
Перекус в районе Комсомольска

Проезжаем Учалы. Состояние дороги улучшается. Подъезжаем к Белорецку. Затяжной спуск, внизу виден город, а на горизонте вздымаются стеной горы, обнажив свои скальные клыки.

Найти в Белорецке место, где можно было бы распечатать карты пещер, оказалось не таким простым занятием. Докупить продукты и другие мелочи было значительно проще. Убив на все больше часа, находим «платный принтер» в отделении Почты России. Ура, теперь мы при картах!

Белорецк
Белорецк

Белорецк
Белорецк

Выезжаем из Белорецка, отъехали еще не так далеко. И тут, примерно в районе небезызвестной Ямантау, происходит ЧП. У десятки проблемы со сцеплением: лопнул тросик и есть подозрение на неисправность самого механизма.

Народ пребывает в легком шоке: мастерских поблизости нет, связи тоже не наблюдается. Поход под угрозой срыва. Примерно через час мозгового штурма выход нашелся: для ремонта тросика используем альпинистскую закладку, которая случайно оказалась у меня и замочек, который случайно был у Димы.
p Оригинальное решение

Все, машина на ходу, можно продолжать путь. Дальше мы едем по красивейшим местам Башкирии. Горы в районе Инзера уже примерили свой осенний наряд, и радовали глаз цветами: красный, зеленый, желтый, бурый — настоящее буйство красок. Останавливаемся и фотографируемся.

Башкирия

Состояние дороги от Белорецка хорошее, но местами еще идет ремонт. В районе села Кармаскалы поворачиваем и, минуя несколько деревень, выезжаем на трассу Уфа-Оренбург. Проезжаем Стерлитамак, Салават, Мелеуз и около 23 часов прибываем в район Нугуша. Въезжаем в НП Башкирия.

После недолгих поисков стоянку решено сделать недалеко от дороги, в лесу. Заезжаем, так, чтобы машин не было видно — границы нацпарка все-таки. Накрапывает дождь, поэтому лагерь стараемся поставить быстро. Завтра у нас заказан катер на 10 часов утра, все ложатся спать.
Стоянка в лесу


*1 Провешать, навешать, провеситься — определенным образом и по определенным правилам закрепить веревку на вертикальном или горизонтальном участке.

*2 Колодец — (шахта — глубокий колодец) природное вертикальное углубление с, как правило, отвесными стенами, для спуска на дно которого требуется веревка.

*3 SRT — (СРТ, ОВТ) аббревиатура, техника одной веревки, одноверевочная техника. Техника, при которой спуск и подъем производится по одной единственной веревке без страховки. Включает совокупность методов навески веревки и особую технику прохождения. В Сумгане из-за большой вероятности обвалов было принято решение использовать страховку, при этом сама навеска была выполнена по всем правилам SRT. В Октябрьской страховка не использовалась.

Комментировать

Главная | Все статьи | О блоге| Я в Google+|Размещение на блоге