Поездка в пещеры Башкирии. Часть 4

Привет всем. На носу новый год и четвертая часть отчета о поездке в пещеры Башкирии. В частности в Сумган и Кутуки. В предыдущей части мы окончили исследование Сумгана. Но оказывается вокруг еще куча пещер. Вообще место называется урочище Сумган-Кутук. "Кутук" с башкирского переводится как "". В этой части мы будем искать пещеру Зиг-Заг и посетим ледяную пещеру "Кутук-1"

День шестой. В поисках Зигзага. 26.09.2013

Встаем около 10. Дожигаем последнее горючее в баке генератора, на площадке последний раз в этом году звучит музыка, различные гаджеты опять на зарядке. Бензина хватило ненадолго.

На площадке утром.

Начинаем собираться в Зигзаг. У Сереги есть соображения относительно дороги до пещеры, а также относительно того, почему мы не нашли ее в прошлом году.

Около двух часов мы выдвигаемся полным составом, т.е. 8 человек. Фотографируемся у резного указателя Кутук-Сумган. Небо хмурится и люди тоже).

У таблички
На входе в Кутукское урочище

Через 30 минут переходим ручей, а через час, понимаем, что мы ушли совсем не туда и идем по направлению к Белой реке. Очередной облом. В этом году попасть в Зигзаг снова не удалось. Возвращаемся.

В поисках Зиг-Зага

Поскольку снаряга у нас с собой, часть группы решила пойти в Кутуки. На развилке Дима, Влад и Серега отделяются, и возвращаются в лагерь. А мы идем по дороге к пещерам.

Решили начать с ледяного Кутука-1. Там никто из нас еще не был. Закрепляем веревку. Садимся на сидушки и по очереди скатываемся вниз.

Вход в Кутук-1

Подготовка к спуску в Первый Кутук

Первый Кутук удивительная пещера! Главный зал имеет овальную форму с глиняным холмом посередине. Но еще удивительнее было узнать, что под сантиметровым слоем глины ледяной панцирь.

Стоит неосторожно поставить ногу, и она поедет по льду, легко сдирая верхний глиняный слой. Примерно посередине зала имеется ход с красивыми гуровыми ванночками (*1) и ручейком. В левой части зала большой ледяной сталагмит, на котором кто-то нарисовал смешную рожицу)).

Гуровые ванночки

Еще гуровые ванночки

Ледяной сталагмит

Около восьми покидаем пещеру. Кутук-3 решено не провешивать — нет времени, к тому же начинается дождь. Возвращаемся в лагерь. Понятно, что переехать и встать на Сакаске, сегодня не получится, идет дождь, да и снаряга не подготовлена к переносу.

Примерно до двух часов ночи собираем мы все вещи. А завтра предстоит еще и лагерь собрать. Придется вставать в шесть часов.

День седьмой. Заброска на Зилим. 27.09.2013

Итак, встаем, пересилив себя. Вокруг все мокрое — на улице льет дождь. Начинаем наши сборы и «челночные бега» на Сакаску: до 11:00 нам нужно успеть все перетащить. Постепенно дождь становится меньше, и вовсе заканчивается. Но ветер по-прежнему сильный.

Ровно одиннадцать часов, я спускаюсь к реке и вдруг слышу духовой оркестр! Звучит Прощание славянки. Оказывается, это наш «катерист» решил причалить к нам столь торжественно ))

Отплываем. На воде сильный встречный ветер. Очень холодно. По пути делаем одну остановку: нас завезли на рыболовецкую базу (приют). Здесь довольно хорошо все обустроено: всегда можно снять домик, имеется понтон и баня, и очень игривая собака :).

А мы попили чаю и плывем дальше на плотину. Сильный ветер разгоняет облака. Сквозь бреши в пелене туч виднеется чистое голубое небо, лучи солнца ласкают красочные осенние берега. У нас поднимается настроение.

В 12:40 мы на Плотине. Выгружаемся. Пробуем запихнуть вещи в машины. Не влезают :) Плохо упаковали. Все мокрое, а, значит тяжелое. Что, конечно, плохо для нас.

Разгрузка катера

В Нугуше заезжаем в магазин. Небольшой перекус и движемся дальше. Наша цель на сегодня р Зилим, д. Имендяшево.

Перекус
Картина маслом "Лесные люди в городе"

Совсем скоро останавливаемся менять заднее колесо на «десятке» — прокол. Пользуясь случаем, сушим тент на сильнейшем ветру. Высыхает просто мгновенно.

Вынужденная остановка

В Стерлитамаке закупаемся продуктами. И дальше едем по второстепенным дорогам. В с.Красноусольское происходит небольшая заминка с маршрутом. Навигатор направляет нас в жуткие говна, а проложенный по googlemaps маршрут с навигатором никак не согласуется. Покрутившись по улочкам села, выбираемся, наконец, на правильный курс.

В Имендяшево приезжаем уже затемно. Попытка снять жилье у местного населения не увенчалась успехом. Очень жаль, нам бы высушить одежду и снаряжение точно не помешало. Решили встать на стоянке у моста. Прямо как в 2010 году. Ностальгия..

В на этой "веселой" ноте четвертая часть подошла к своему логическому завершению. В следующей, 5 по счету части, незабываемый спуск в 87 метровую пропасть пещеры "Октябрьская"